В древних цивилизациях и в средние века на определенном этапе развития государственности преступник устанавливался легко. Защищая интересы законопослушных граждан, человеку, преступившему закон, признанному виновным, государство делало отметки на теле. Уже Мегастен сообщает про "талион" посредством обрезания члена и (отсечения) руки. На начальной стадии становления общества и государства активно применяется татуирование как средство клеймения (регистрации) и наказания рабов и преступников, а также других правонарушителей в большинстве стран мира. В далекие исторические эпохи, когда государственный аппарат был примитивен, а специальных органов борьбы с преступлениями и преступниками почти не существовало, государство с целью регистрации и распознавания отмечало преступников какими-нибудь неизгладимыми внешними знаками. В России это была татуировка, которая применялась наряду с клеймением преступников при помощи раскаленного железа буквами "Б" - бунтовщик, "В" - вор (последнее наносилось на лоб и щеку, клейма "С. К." - ссыльный каторжник и "КАТ" из них "К" - на лоб, "А" и "Т" - на щеки, клеймо "СП" - ссыльный поселенец). Для процедуры нанесения на тело опознавательно-идентификационных татуировок чаще всего применялись пластины с медными иглами, составляющими буквы. Они накладывались на грудь, спину и плечи, после чего уколы натирались краской. Наряду с клеймением (татуированием) в России вплоть до 1757 г. применялось членовредительство (вырывание ноздрей, отрезание языка и ушей). Известно, что в Древней Греции и Древнем Риме, кроме преступников, клеймению и татуированию подвергались рабы. Малоизвестный поэт Герондос, живший около 240 года до н.э. на острове Кос, в своем забавном произведении "Завистник" пишет, что в те времена, дабы наказать рабов, при помощи иглы и черного красителя им наносили на лоб неуничтожимые надписи.
Начиная приблизительно с V в. до н.э. аналогичную функцию выполняла татуировка на территории Японии. Так, в "Nihong", или "Японской хронике" (японские анналы), опубликованной на китайском языке в 720 г., имеется следующее упоминание: "В апреле первого года царствования Ритчю (около 400 г.) Адзумино Мурадзи и его сообщник Уминдо Нодзима взбунтовались против царствовавшего правителя, за что были приговорены к смертной казни. Однако был применен акт помилования и наказание заменено татуированием тушью на лбу и плечах согласно старинному китайскому обычаю. В октябре одиннадцатого года правления Юриаку (около 467 г.) Дзинку Уда был осужден на татуирование за злостное убийство одного птицевода. Наказание в виде татуирования поначалу применялось лишь время от времени, а приблизительно в VI в. было узаконено и получило название "несаку". Такой мягкий для тех времен вид наказания отражал тенденцию к гуманизации уголовного права в Древней Японии.
Проведенная в 645 г. реформа законодательства (Танка) привела к отмене клеймения людей. Однако в неспокойный период Камакура (1185-1333 гг.), когда к власти пришли самураи, было вновь введено наказание в виде нанесения татуировки, но вскоре опять отменено. Позже, однако, это наказание было восстановлено и широко применялось еще в период Токугауа. Аналогичные перманентные функции татуировка выполняла в правовой и судебной практике на разных этапах истории развития государств.
В Японии татуирование лица, ладоней и подошв издавна осуществлялось в регистрационно-опознавательных целях. Когда же в период Эдо (1615-1868 гг.) мастерство гражданско-бытовой татуировки достигло расцвета, уровня подлинного искусства, на данные участки тела не наносилась наколка. Татуируемый знак на теле преступника (как вид наказания и как своеобразное средство профилактики преступности) был прост по замыслу: геометрические фигуры, прямые линии и точки, выполненные черной тушью. Знаки наносились на предплечья, спину, грудь и на другие части тела.
Число нанесенных черных точек при встрече с незнакомым (или задержанным) могло сообщить представителю правосудия, что данное лицо является преступником-рецидивистом или преступником с одной судимостью, т.е. со временем форма татуировки (знак правосудия или наказания) стала дифференцироваться в зависимости от совершенного преступления. Например, определенным знаком было обозначено наказание за тяжкое преступление, а именно: широкое черное кольцо на плече или даже на лице. Возможно, преступники, выйдя на свободу, старались скрыть свое прошлое. С этой целью они прибегали к камуфляжу, преобразуя (забивая) компрометирующую их татуировку новым орнаментом или рисунком. Думается, такая процедура до известной степени способствовала совершенствованию бытовой художественной татуировки.
В истории развития человечества среди подвергавшихся принудительному татуированию были пленные. Наиболее позднюю практику регистрации пленных с помощью татуирования военных применяла Германия в период войны 1939-1945 гг. Татуировали узников гитлеровских лагерей смерти. Кроме того, клеймению в виде татуировки подвергались наемники-невольники, а также дезертиры. Так, в английской армии принудительная татуировка как один из методов карательных санкций продержалась вплоть до 1869 г., несмотря на то, что в 1720 г. был введен запрет на клеймение дезертиров и военных преступников. Татуирование дезертиров осуществлялось следующим образом. Перед выстроившимся полком стоял обнаженный до пояса провинившийся солдат. Звучала барабанная дробь. По команде он поднимал левую руку вверх, и старший барабанщик накалывал знаки на левую часть его грудной клетки при помощи специального приспособления, состоящего из гвоздей: букву "D" (deserter) или "ВС" (bad character). После этой операции младший барабанщик подавал старшему емкость с порохом, который втирался в рану. Близкой к татуированию, но менее эффективной, по нашему мнению, была прививка оспы (на четыре дюйма ниже головки малой берцовой кости) каждому солдату в армии США в 1890 г. Прививка имела значение особого отличительного знака в целях предупреждения побега. Французский врач Икар предложил впрыскивать под кожу осужденного парафин, который после затвердения образовывал шарик, но в то же время не бросался в глаза каждому как позорное клеймо прошлого.
Видимо, опираясь на исторический опыт татуирования, немецкий врач Лирш предложил татуировать осужденного преступника, особенно если он был рецидивистом-профессионалом, определенными знаками. Эти знаки он предлагал наносить на части тела, которые прикрывались одеждой. В то же время они должны были стать исчерпывающими носителями информации.