Всемирная система объединённых компьютерных сетей, глобальная паутина социальных сетей - умная материя, планетарное коммуникативное тело. Материя, думающая в каждой ее точке.
Из пушинки лебединой, из кусочка веретенца, и из молока коровы, и из ячменя крупинки… (Эпос «Калевала») - из этих предметов выковал божественный кузнец Ильмаринен чудесную мельницу Сампо в Стране Севера, мельница Сампо вросла своими корнями в гору, подобную мировым горам всех культур, и явилась источником неизмеримого богатства.
Образ космической мельницы подобен образу мирового дерева, соединяющего все мироздание в единое целое. Сражаться с ветряными мельницами, первоисточник образа в романе (1615) «Дон Кихот» испанского писателя Мигеля Сервантеса де Сааведра о приключениях бедного дворянина Алонсо Кихано, который вообразил себя рыцарем Дон Кихотом и вместе с верным оруженосцем Санчо Пансой отправился в поход против зла и несправедливости.
В средневековых трудах встречается важное понятие «скрытого полюса», вокруг которого вращается решительно все, это сближает символ мельницы и мандалу.
Татуировка Дон Кихот в сражении с мельницами — современный символ сражения с собственными страхами в психо-резонансном поле глобальной сети, которые искажают действительность и мешают жить настоящей жизнью: «Великаны, когда ты осмелишься напасть на них, всегда превращаются в простые ветряные мельницы».
Греческий театр и агора в современном формате, татуировка всегда будет напоминанием начала в себе психонавта-исследователя и художника на просторах глобальной цифровой сети, адресуя аватарам и маскам — а вот вы? Другие люди?
На картине Брейгеля «Несение креста» на первом плане изображен Христос, поднимающийся на Голгофу и падающий под тяжестью креста, его окружают палачи и толпа зевак, на фоне где-то далеко виднеется скала с ветряной мельницей: в вечном круговороте бытия перемелется все суетное и мелкое, а важное, значительное будет повторяться до конца веков. И на долгий-долгий путь «просеивания от шелухи до чистого хлеба божьего» обрекает себя своими действиями обезумевшая толпа, скованная страхами-великанами.