Татуировки существовали задолго до появления современных технологий и стали неотъемлемой частью человеческой культуры, обретая особое значение в разных эпохах и регионах. В раннем христианстве, средневековой Европе и даже в древних цивилизациях татуировки были не просто украшением тела, но и важным духовным и социальным символом.
Татуировка в истории христианства и средневековой Европы
Первые христиане и символика татуировок
1. Татуировки у первых христиан:
Существует мнение, что первые христиане использовали татуировки для выражения своей религиозной идентичности. Они носили инициалы Христа – «X» или «Ι.Ν.» (Иисус Назаретский), изображения ягненка, креста или рыбы (Ichthys по-гречески) на разных частях тела. Это было своеобразным признанием веры, и такие татуировки зачастую служили как знак принадлежности к христианской общине.
2. Подтверждение Прокопия из Газы:
Прокопий из Газы, византийский богослов, писал о том, что многие первые христиане желали запечатлеть на своих ладонях и плечах знак креста или монограмму "ХР" (Христос). Это свидетельствует о том, что татуировки были неотъемлемой частью христианской традиции.
3. Крестоносцы и татуировки:
Крестоносцы также переняли эту практику, но заменили греческий крест на латинский. Многие крестоносцы наносили себе крест на лоб или запястье, чтобы, в случае смерти, им было гарантировано христианское погребение. Такие татуировки также встречались у рыцарей, и были увековечены на некоторых гравюрах, например, фламандским золотильщиком Годефройдом де Клэйром в 1150 году.
4. Католическая церковь и отношение к татуировкам:
В VII веке отношение церкви к татуировкам изменилось. На соборе 787 года в Калкуте (территория Нортумбрии) по инициативе папы Адриана I татуировки были осуждены как греховная практика. Церковь считала, что они угрожают спасению души, и с этого момента отношение к татуировкам в христианских обществах стало резко отрицательным.
Татуировки в средневековой Европе
5. Татуировки у англосаксонских королей:
Несмотря на церковные запреты, татуировки сохраняли свою популярность в средневековой Европе. Король Гарольд II, последний англосаксонский король Англии, был татуирован. После битвы при Гастингсе в 1066 году его тело было опознано благодаря вытатуированному на груди имени его жены «Эдит».
6. Описание процесса татуирования Изидором Севильским:
Изидор Севильский, один из самых образованных людей своего времени, сделал первое сохранившееся описание процесса татуирования. Он писал о пиктах, племени, проживавшем в Шотландии, которые украшали свои тела сложными рисунками, используя иглы и соки растений.
7. Татуировки на Руси:
Арабский дипломат Ибн Фадлан оставил описание русов, живших вдоль Волги в начале X века. Он отмечал, что их тела были покрыты татуировками «от ногтей до шеи», изображающими деревья, фигуры и другие знаки.
8. Роль татуировок в Боснии и Герцеговине:
В то время как татуировки были запрещены в большинстве европейских стран, католикам Боснии и Герцеговины разрешалось наносить татуировки крестов. Это было сделано для защиты от принудительного обращения в ислам во времена Османской империи. Такие татуировки, нанесенные на тело, делали смену религии почти невозможной.
Татуировки как метод наказания и идентификации
9. Татуировки как клеймо:
Во многих культурах татуировки использовались для клеймения преступников и рабов. В Китае и Японии преступникам наносили татуировки на лбы, чтобы общество могло сразу определить их статус. В Европе татуировки как наказание также были распространены и часто наносились в судах.
10. Отношение к татуировкам в период инквизиции:
В период инквизиции наличие татуировки могло быть истолковано как связь с колдовством или язычеством, что влекло за собой преследования и наказания.
Татуировки и магические знаки в средние века
11. Магические татуировки:
В средние века татуировки часто носили магический характер. Некоторые верили, что рисунки на теле могли защитить от болезней, злых духов или обеспечить удачу в битвах. Однако церковь осуждала такие практики, считая их языческими и суеверными.
12. Положительные аспекты татуировки:
Несмотря на негативное отношение церкви, многие люди считали татуировки символом мужества, силы и преданности. Например, рыцари могли наносить гербы своих семей на плечи, а моряки – изображения якорей, которые символизировали надежду и возвращение домой.
Заключение
Татуировка на протяжении истории была способом выражения веры, принадлежности к сообществу или символом идентичности. Несмотря на церковные запреты и негативное отношение, она выжила и продолжила развиваться, став важной частью культуры во многих странах мира.