Этимология и история татуировки: происхождение, значение и символика

Автор: @ierofant
Ранние цивилизации и тату

Этимология слова "татуировка" до сих пор окончательно не выяснена. По этому вопросу существует несколько точек зрения, и большинство исследователей подчеркивают культовое значение происхождения процесса татуирования. Татуировка была неотъемлемым элементом культуры различных народов и использовалась как средство выражения религиозных верований, социального статуса и даже как магический оберег.

Например, у некоторых первобытных народов татуировка заменяла христианское крещение или еврейское обрезание. Так, М.Н. Гернет утверждал, что слово "татуировка" происходит от имени бога полинезийцев Тики, по преданию установившего этот ритуал. В Большой советской энциклопедии также отмечается, что слово "татуировка" полинезийского происхождения, и некоторые исследователи связывают это слово с процессом нанесения татуировки, напоминающим звук "тат-тат-тат" при троекратном постукивании по инструменту.

По мнению ряда исследователей, корень слова "тату" соответствует яванскому "тату", что в переводе означает "рана" или "раненый". Есть и другое мнение, что происхождение термина "татуировка" связано с богиней Тиула, которая привезла с острова Фиджи на Самоа первые инструменты, необходимые для этой операции. В таитянском языке сочетание "таату" означает "картина духа", что подчеркивает культовое значение татуировки как "изображения духа" или "души верующего человека, которая продолжает жить после его смерти". У некоторых индонезийских народов слово "тау" обозначает "человек", и подобные корни наблюдаются также у аборигенов Тайваня.

Роль и значение татуировки в культуре разных народов

С древних времен татуировка имела различные функции. Она выполняла роль как процесса нанесения изображения на кожу, так и самого изображения, получившегося в результате. В этом смысле татуировка выступала не только как украшение, но и как знак принадлежности к определенной группе или племени. Подобное понимание термина "татуировка" подтверждается и в толковании В. Даля: "татуировка... узор... наколка", "татуировать - накалывать на коже узор". Более ранние славянские народы также использовали слово "наколка", которое было более созвучно для них и указывало на процесс создания рисунка на коже при помощи иглы или другого острого инструмента.

Интересно, что и у славян, и у жителей Океании накожная живопись была древним обычаем, неотъемлемым элементом самобытной культуры. Татуировки (или наколки) на ранней стадии зарождения культуры наносились по разным причинам. Например, как испытание выносливости при посвящении юноши во взрослого мужчину, как возможность опознать погибшего воина или похищенного ребенка спустя значительное время. Татуировки особого сюжетного символа служили знаком магической защиты от злых духов.

Татуировки в различных культурах мира: примеры и ритуалы

Исследуя ранние цивилизации, Г. Плосс установил, что татуировка использовалась и для обозначения положения человека в племени. Так, мужчины украшали себя татуировками, чтобы внушить страх своим врагам, а женщины — для обозначения своего семейного положения. Например, женщины племени Гайда носили татуировки на груди в виде головы бобра, на плечах — головы орла или буревестника, на руках — изображение каббалы, а на ногах — лягушки. Подобные рисунки указывали на родословное древо.

У многих народов татуировка выполняла роль социального маркера. У африканских племен, например, татуировки и шрамирование обозначали принадлежность к определенной группе или племени, а также указывали на социальный статус и уровень мужественности. В китайской культуре XII века девушки при достижении брачного возраста украшали свои лица татуировкой в виде цветов и бабочек, что считалось символом счастья в супружеской жизни. У народов Новой Каледонии жрецы культа змеи носили на лице, руках и груди изображения животных, в том числе змей.

В Новой Зеландии девочек татуировали, чтобы скрыть румянец на щеках, а у женщин острова Формоза татуировка служила доказательством заключенного брачного союза. У остяков и эскимосов женщины татуировали руки, изображая фигуры или знаки, игравшие роль подписи, что было своеобразной формой культурного и социального взаимодействия.

Татуировка и шрамирование: альтернативные формы искусства

На темной коже рисунок татуировки часто был малозаметен, поэтому у темнокожих народов татуировка выражалась нанесением рубцов и шрамов. Это наблюдалось у африканских племен, где длинный рубец на бедре у мужчины означал храбрость в бою. Члены африканского племени Убанги украшали грудь, спину и руки симметричными линиями-рубцами, а в Судане отмечали принадлежность к племени путем нанесения раны с использованием смеси из селитры, золы и трав.

Татуировка в современных обществах продолжает выполнять роль маркера индивидуальности, несмотря на то, что утратила многие свои ритуальные и сакральные значения. Однако для многих народов и культурных групп она остается важной частью традиций и обрядов. Например, у небольшого народа айнов, живущего на севере японского острова Хоккайдо, до сих пор сохранился обычай татуировать лица женщин после замужества.

Татуировка в современном мире: от древности к современности

Сегодня татуировка в основном выполняет эстетическую функцию, но не утратила своей символической значимости. Как элемент культуры, татуировка прошла путь от ритуального обряда до декоративного искусства. Она отражает связь с традициями предков и одновременно представляет собой современный способ самовыражения и принадлежности к определенной социальной или культурной группе.

Татуировка также продолжает использоваться в качестве средства идентификации. Например, в Индии некоторые племена сохраняют обряд татуирования, украшая души отправляющихся в "мир иной". У племени кольта штата Уттар-Прадеш татуировки наносятся на грудь, плечи, лоб и ноги, а изображения бога Ханумана, богини Деви, цветков, рыб и зверей представляют духовную символику.

Таким образом, татуировка — это глубокий, многоуровневый феномен, включающий в себя историю, культурные традиции, верования и ритуалы, объединяющий древние обычаи с современными представлениями о красоте, идентичности и самовыражении.