Габиб Исмаилов, обычный горец даргинец Акушинского района Дагестана с 1991 по 2007 год опросил более 500 женщин в 140 селах 35 районов Дагестана и всего Кавказа, продолжив исследование в Армении, Грузии, Азербайджане. «Я собрал в Дагестане 1545 знаков женских татуировок и семь мужских. Женщины консервативней, они — хранители обычаев».
Самая большая группа татуировок — 61 знак — состояла из точек, 48 татуировок изображали людей и части тела, 42 — астральный, мифологический культ, 35 — буквы, 27 — тотемных зверей, 9 — растения, 9 — кресты, 7 — числа, 3 — еврейские символы.
Впервые на кавказские татуировки горских женщин обратил внимание этнограф Адольф Дирр, он приехал в Дагестан в 1904 году, увидел в селениях Хаджалмахи и Кумух татуированных женщин и описал их в своей книге.
А.Г. Булатова на Лавровских (среднеазиатско-кавказских) чтениях в 1997 г. сделала доклад о женских татуировках в Дагестане, она отмечает наличие татуировок у цахурок, рутулок, даргинок, лачек, предлагает свою классификацию и утверждает, что обычай татуировать части тела сохранялся в Дагестане до конца XX в. (Булатова 1998: 102-103). Татуировки даргинок (Акушинский, Дахадаевский, Кайтагский, частично Сергокалинский районы), лачек (Кулинский и Лакский районы), лезгинок (Ахтынский, Докузпаринский районы), рутулок и цахурок (Рутульский р-н), агулок (Агульский р-н) обнаруживают много общего в образах и их графическом исполнении. Имеющиеся различия в татуировках в перечисленных регионах заключаются лишь в наличии или отсутствии некоторых деталей в рисунках или в степени распространения тех или иных образов. Самой юной было три года. Самой старшей — 113 лет.
Татуировки в свете их семантики исследователи выделили в следующие группы:
1. Зооморфные образы, в которых, возможно, отражены верования, связанные с отголосками древнейших тотемистических представлений: а) образы диких животных, зверей, птиц, змей, лягушек; б) изображения одомашненных и диких животных и птиц.
2. Фитоморфные образы в татуировках.
3. Антропоморфные образы.
4. Татуировки, отражающие культ земледелия и плодородия.
5. Татуировки фаллического характера.
6. Солярные и астральные мотивы.
7. Татуировки, отражающие христианские и зороастрийские верования.
8. Татуировки, отразившие исламскую идеологию.
9. Татуировки, отражающие следы древних алфавитов.
10. Татуировки, выражающие числовые значения.
11. Татуировки, повторяющие родовые знаки и тамги.
12. Татуировки, показывающие возраст носительницы.
13. Татуировки, отразившие символику советской эпохи.
14. Татуировки с опознавательной семантикой.
15. Татуировки с социальной функцией (имущественное положение).
16. Татуировки неопределенного статуса (не поддающиеся толкованию).
«Большинство татуировок возникли задолго до прихода ислама, — утверждает Габиб — шаманские традиции татуировки до сих пор живы в горах. Многие бабушки клянутся огнем, луной, солнцем. Лягушка для нас священна. В Коране нет ни единого слова осуждения татуировок! И ничего не сказано о таких запретах, такие запреты были озвучены уже современными богословами гораздо позже". Одни из самых татуированных женщин в мире — арабские - в Йемене, Тунисе, Марокко.
Жены оружейников накалывали сабли и щиты, а женщины, желающие забеременеть, изображали на груди человеческую фигурку. Знаки отгоняли и притягивали. Чтобы муж вторую жену домой не привел, женщины вырезали на руке свастику. Знаками защищали все, что дает повод для зависти: красивое лицо, длинные ноги, умелые руки, большую грудь… Татуировка воспринималась как прививка от напастей и сглаза.
Много образов-татуировок связанных с бытом, ритуальными культами, языческими верованиями и мифологией. При изучении и анализе татуировок иногда пользуются термином "неузорная татуировка". Российские ученые М.В, Харитонов и М.М. Самчук используют этот термин в своей работе и говорят, что такая татуировка отличается своей простотой схематичности. У эскимосов она наносилась простыми линиями на заболевшие части тела с медицинской целью, как женщинами, так и мужчинами (Харитонов, Самчук 1999: 33-40).
Учитель Гулаттынской средней школы Дахадаевского р-на Гусаев Рабадан (1941 г.р.) сообщает, что в старину в селе бытовал обычай: дочери сельских богачей имели на фалангах пальцев татуировки в виде точек, они обозначали, что свататься к ним могут только богатые женихи.
Для заживления ран от татуировок применяли лечебную траву "Арц - кьар" ("Серебряную траву") с добавлением в нее масла. В лакских селах Цуликана и Балхар (Акушииский р-н) в качестве красящего пигмента для татуировок использовали сок растения "Туккул накГ ("Ослиное молоко").
В Дагестане язык артефактов для тату — это кайтагская вышивка, из ее «букв» и «слов» они составляют собственные композиции.