Древняя мумия принцессы Укок вернулась домой в Республику Алтай и хранится в специальном мавзолее в Республиканском Национальном музее в столице Горно-Алтайска.
В течение последних 20-ти лет, с момента ее открытия, она хранилась в научном институте в Новосибирске, кроме периода в Москве, когда ее остатки были изучены теми же учеными, которые сохраняют тело советского вождя Владимира Ленина.
Замысловатые татуировки принцессы и двоих мужчин, предположительно, воинов, похороненных рядом с ней на удаленном плато Укок, теперь наследие ЮНЕСКО, как и курган на высоте 2500 метров в горах Алтая в пограничном районе вблизи границы России с Монголией, Китаем и Казахстаном.
Считается, что пазырыкцы - кочевой народ, описанный в 5 веке до нашей эры греческим историком Геродотом — и их искусство татуировки тела рассматривается как наиболее хорошо сохранившиеся и самые сложные древние татуировки за всю историю мира, они выполнены в совершенно нехарактерном для других представителей древнего мира стиле, подобного не было ни в одной из цивилизаций того времени вплоть до наших дней, сложные темы зашифрованы в образах, образы максимально стилизованны динамичными, напряженными линиями, с очень грамотным нажимом и контрастностью. Подобные изобразительные попытки предпринимали художники с академическим образованием лишь к концу девятнадцатого века. Без высокой культуры и духовности дойти до такого уровня изобразительного искусства просто не возможно. Для многих наблюдателей, это поразительно, насколько они похожи на технику современной татуировки.
Похоронено вокруг нее были шесть лошадей, оседланных и обузданных, ее духовные сопровождающие к следующему миру, а также символы ее очевидного статуса, почитаемой народной сказительницы, целителя или святой женщины, а не просто ледяной принцессы. Там также была еда из баранины и конины, украшения из войлока, дерева, бронзы и золота, растения конопли и кориандра. На одном из седел была татуировка прыгающего крылатого льва. Еще древние татуировки были найдены у Ice Man в Альпах - но у него только линии, а не идеальные и высокохудожественные изображения как на телах пазырыкцев.
Татуировки на левом плече принцессы изображают фантастических мифологических животных: олень с клювом грифона и рогами Козерога, головы грифонов украшенные рогами, грифоны на спине животных, пятнистая пантера с длинным хвостом. Принцесса также имеет тату оленя на ее запястье, с большими рогами. Фантастическая птица или дракон на большом пальце её левой руки.
На воинах, что находятся недалеко от принцессы, татуировки включают тех же причудливых существ, только на этот раз, покрывающих правую сторону тела, через правое плечо и простирающиеся от груди к спине. Мужские грудь, руки, часть спины и нижние части ног покрыты татуировками. Опознан архар - горный баран - вместе с теми же оленями с грифами, как у принцессы с клювом грифона, с рогатыми загнутыми головами грифонов. Все животные показаны перекрученными снизу вверх. В художественных традициях многих культур, умершие представляются в виде «перевёрнутого мира», символизирующего реверсирование жизни. И спиральный мотив скручивания элементов татуировок рогов архаров, суставов ног фантастических животных символизирует бесконечность. По мифологу Джозефу Кэмпбеллу, мифическое паломничество к Богу вплетено в нашу психику, спираль как путешествие становится все ближе к центру, процесс непрерывного роста, смерти и перерождения, повторяющегося снова и снова, никогда не заканчивается. Пазырыкцы тратили своё время жизни созерцая непознаваемое.
Отчётливо распознаны крылатый барс, рыба и быстро бегущие архары. Для некоторых учёных, материалом для исследования стала тема столкновения между грифонами и копытными, что, по их мнению, соответствует конфликту между двумя мирами: хищников из нижнего, хтонического мира против травоядных животных, символизирующих средний мира.
Это была международная научно-исследовательская программа, посвященная пазырыкской культуре железного века, сказал академик Вячеслав Молодин, заместитель директора Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН.
Анализ краски для чернил татуировки принцессы показал, что она частично была из микроэлементов сожженных растений, их сажи или зол, краска содержала высокий уровень калия. Татуировки прокалывали иглой, протирали смесью сажи и жира.
Эксперты говорят, что ей было лет 27, и, что это было более 2500 лет до нашей эры, что делает ее, к примеру, более пяти веков старше Иисуса Христа. Она была названа „Принцесса“ в средствах массовой информации. Учёные просто называют ее «Девочка». ДНК, полученные из ее останков интригуют. Принцесса Укок не связана с какой-либо из азиатских рас, ученые убеждены, она не связана, по-видимому, с сегодняшними жителями Алтая. Кроме того, она имела европейский вид. Был момент недоразумения, когда СМИ сложили легенду что эта мумия была прародительницей людей Алтая. Народ пазырыка принадлежал к другой этнической группе, никоим образом не связанной с алтайцами. Генетические исследования показали, что пазырыкцы были частью семьи общесамодийской, с элементами ирано-кавказского субстрата. Так что, возможно, более древней, чем Самодийская скифия. «Наши предки захоронены в этих курганах» настаивает заместитель директора Республиканского Национального музея в Горно-Алтайске. «Есть священные предметы. Алтайцы не должны тревожить покой своих предков. И не должны производить больше раскопки, пока мы не выработали должный моральный и этический подход». «У нас подземные толчки два или три раза в неделю. Люди думают, что это будет продолжаться до тех пор, как дух принцессы не может покоиться в мире». Теперь прекрасная Катым находится в здании национального музея им. А. В. Анохина в Горном Алтайске.